Фотография – очень мощное выразительное средство. Она способна показать правду и передать такие эмоции, которые не подвластны слову. Фотография может стать отражением наших самых глубинных страхов или наоборот, вселить в зрителя веру в человека. На самом деле, она может изменить мир.
С 1942 года Пулитцеровская премия вручается ежегодно за наиболее выдающиеся фотографии и серии репортажных снимков. Как правило, премией награждаются фотокорреспонденты, а среди работ-лауреатов – самые легендарные и символические фотоизображения в истории.
В честь состоявшегося 19 августа Дня Фотографии мы собрали небольшую коллекцию из самых лучших работ. В целом они отражают наиболее важные исторические моменты за последние семьдесят два года.
Мертвые тела японских солдат, разбросанные вокруг взорванного блиндажа на атолле Тарава, на юге Тихого океана, 11 ноября 1943 года. Кровопролитное сражение разгорелось после вторжения военно-морских сил США на оккупированный японскими войсками атолл. Снимок, сделанный Франком Филаном, был награжден Пулитцеровской премией в 1944 году.
На этой символической фотографии, принесшей автору, Джо Розенталю, премию 1945 года, изображены американские военные моряки из 28-го полка пятой дивизии, водружающие американский флаг на вершине горы Сурибаши, остров Иводзима, 23 февраля 1945 года. Стратегически расположенный всего в тысяче километров от Японии, этот тихоокеанский остров стал местом одной из самых известных и самых кровавых битв второй мировой войны с участием войск США против Японии.
На снимке, сделанном Максом Десфором (премия за 1951 год), жители Пхеньяна, Северная Корея, и беженцы из других регионов страны, осторожно ползут по разрушенным конструкциям городского моста, пытаясь перебраться на южный берег реки Тэдонган и спастись от наступающих передовых частей китайской армии.
Фотография Хорста Фааса изображает мужчину, на руках которого тело убитого сына. Он обращается к рейнджерам южно-вьетнамской армии, сидящим в своем бронетранспортере, 19 марта 1964 года. Ребенок был убит правительственными войсками, которые преследовали повстанцев в деревне недалеко от границы с Камбоджей. Работа принесла Фаасу Пулитцеровскую премию в 1965 году.
На этой фотографии, получившей премию 1967 года, активист борьбы за гражданские права Джеймс Мередит с искаженным от боли лицом пытается пересечь ползком 51-ю автостраду, после того, как получил пулевое ранение в городке Хернандо, штат Миссисипи, летом 1966 года. Мередит возглавлял «Марш Против Страха», целью которого был призыв к афро-американцам участвовать в голосовании. Во время марша он был ранен, но после перевязки продолжил участие в шествии до конца, от Мемфиса до Джексона, штат Миссисипи. Автор снимка – Джек Торнелл.
Фотография легендарного фотожурналиста Эдди Адамса – лауреат Пулитцеровской премии 1969 года. На снимке мы видим южно-вьетнамского генерала Нгуена Нгок Лоана, главу национальной полиции, в момент, когда он стреляет из пистолета и убивает подозреваемого, вьетконговского офицера Нгуена Ван Лема (известного также по кличке Бей Лоп) на улице Сайгона в 1968 году, в самом начале кровопролитного наступления вьетконговцев на Южный Вьетнам, получившего название «Tet Offensive» («новогоднее наступление»).
На снимке, сделанном Нилом Улевичем в 1976 году, изображен активист Тайской политической организации, издевающийся над безжизненным телом повешенного студента у стен университета в Бангкоке. Полиция штурмом взяла здание университета, после того как студенты выступили с требованием депортации бывшего военного правителя страны и забаррикадировались в знак протеста в университетском корпусе. Работа была награждена премией в 1977 году.
Южно-вьетнамские военные идут вслед за испуганными детьми, среди которых девятилетняя девочка Ким Пхук (в центре), которые бегут по дороге после обстрела южно-вьетнамским самолетом собственных войск и гражданского населения зарядами с горящим напалмом. Убегая, девочка в ужасе полностью сорвала с себя горящую одежду. Эта фотография была сделана фотографом Ником Утом, уроженцем Вьетнама, и получила Премию 1973 года.
Фоторепортер Рон Эдмондс сделал этот снимок в 1981 году в Вашингтоне. На переднем плане – агент секретной службы Тимоти Джей Маккарти, в центре – полицейский Томас К. Делеанти и на заднем плане – пресс-секретарь президента Джеймс Брэйди, лежащие на улице возле здания вашингтонского отеля, раненые выстрелами Джона Хинкли младшего, который направил пистолет сквозь группу зрителей и произвел шесть выстрелов в президента Рональда Рейгана. Брейди, оставшийся в результате этого нападения инвалидом, стал впоследствии горячим сторонником идеи контроля над оборотом оружия в США. В начале этого месяца автор этой фотографии скончался в возрасте семидесяти трех лет.
На снимке, сделанном Жан-Марком Буйи в 1994 году, изображена страдающая от голода женщина во временном госпитале в городе Руханго, Руанда, где тысячи гражданских лиц нашли убежище от военных столкновений между правительственными войсками и руандийскими повстанцами. Не имея доступа к какому-либо медицинскому обслуживанию, во время военных действий в Руанде, по информации врачей, ежедневно от голода и болезней умирали от 20 до 25 человек. Эта фотография – одна из многих, составивших серию, принесшую Ассошиэйтед Пресс Пулитцеровскую премию за художественную фотографию.
Это третья из семи фотографий, вошедших в серию, за которую автору, Алану Диасу, была вручена премия 2001 года. На ней зафиксирован момент обнаружения полицией в гардеробе Элиана Гонзалеса во время обыска, устроенного правительственными чиновниками с целью найти мальчика в доме Лазаро Гонзалеса, его двоюродного дедушки, в Майами в 2000 году. Шестилетний Элиан был незадолго до этого тайно переправлен с Кубы в США, где его многочисленная родня ходатайствовала о предоставлении мальчику убежища против воли его кубинского отца. Этот инцидент породил серьезные разногласия между Кубой и США по вопросам опеки и иммиграционных прав.
Иракский мужчина торжествует на крыше горящего американского армейского броневика «Хаммер», в северной части Багдада, Ирак, 2004 год. Этот снимок, сделанный Мухаммедом Мухейсеном вошел в серию из двадцати работ одиннадцати разных авторов, награжденную в 2005 году Пулитцеровской премией.
На фотографии Джона Мура из той же серии 2004 года заключенный, содержащийся в открытом боксе, разговаривает со служащим военной полиции в тюрьме Абу-Грейб в окрестностях Багдада.
Одинокая еврейская поселенка противостоит военнослужащим службы безопасности Израиля во время столкновений в связи с эвакуацией поселения Амона на западном берегу реки Иордан, к востоку от палестинского города Рамалла, в начале 2006 года. За эту фотографию Одед Балилти получил премию 2007 года.
Фоторепортер агентства «Рейтерз» Адрис Латиф был награжден премией 2008 года за снимок, на котором изображен японский видеооператор Кенжи Нагаи, раненый во время разгона правительственными силовыми структурами демонстрации в Мьянме (Бирма). Оператор все еще пытается продолжать съемку несмотря на ранение, полученное после выстрела полицейского. Через некоторое время он скончался в госпитале от полученных ран.
Мальчик, рыдающий во время похорон отца, Абдулазиза Ахмеда Крера, убитого снайпером сирийской армии в городе Идлибе на севере Сирии. Этот снимок из серии репортажей о сирийском конфликте, сделанный Родриго Абдом, стал обладателем Пулитцеровской премии 2012 года.
Смотрите также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
|