Литовская школа фотографии во второй половине прошлого века произвела настоящую революцию в умах целого поколения фотографов, став на фоне тотального официоза советской фотографии глотком «свежего прибалтийского воздуха».
Сегодня мы хотим вас познакомить с работами одного из самых популярных литовских фотографов — Ромуальдаса Пожерскиса, персональная выставка которого открывается на этой неделе в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер.
Старые города Литвы. Вильнюс, 1976 год.
Ромуальдас Пожерскис — один из самых известных представителей литовской школы фотографии, обладатель многочисленных премий и наград. Его работы находятся в коллекциях важнейших музеев мира, а сам он является профессором факультета искусств каунасского Университета Витовта Великого, где читает курс по истории и эстетике фотографии.
В творчестве Пожерскиса выделяются несколько масштабных циклов фотографий, каждому из которых автор посвящает долгие годы непрерывной работы. Каждый цикл претендует на исчерпывающий рассказ о выбранной теме, в центре которой неизменно человек.
Каунас, 1976 год.
Фотограф заставляет зрителей иначе посмотреть на отношения между людьми. Человек в них реален и гармоничен, прежде всего потому, что он не вырван из пространства жизни.
Каунас, 1976 год.
Старые города Литвы. Клайпеда, 1976 год.
«Искусство — это возможность приблизиться к человеку, а не просто красивая картинка или бесконтрольное самовыражение художника», — говорит Пожерскис.
В противовес стандартной советской документалистике, зачастую постановочной, где человек существует только как фотографируемый объект, работы фотографа всегда невероятно правдивы.
Старые города Литвы. Вильнюс, 1977 год.
Кем бы ни были герои его работ — ветеранами войны, случайно встреченным мальчиком или калекой — они всегда пребывают в гармонии. И дело тут не только в присущей Пожерскису человечности и мудрости, но и в стремлении показать человека таким, каков он есть на самом деле.
Старые города Литвы. Каунас, 1977 год.
«Факт реальной жизни для меня намного интереснее эффектной абстрактной композиции», — говорит автор.
Старые города Литвы. Вильнюс, 1977 год.
Старые города Литвы. Клайпеда, 1982 год.
Работая над циклом «Старые города Литвы» (1974-1982) автор ставил перед собой сверхзадачу — показать взаимоотношения человека и города в жанре стрит-фотографии, фактически отсутствовавшем в Литве и всем Союзе в те годы.
Старые города Литвы. Клайпеда, 1984 год.
Цикл «Детские больницы» (1976–1982).
Отличительная черта работ Пожерскиса — искренняя симпатия и сопереживание, которые он испытывает к своим героям. В особенности к детям, населяющим почти все его циклы.
Детские больницы. 1981 год.
Лаугалиай, 1984 год.
Не меньшую эмпатию у автора вызывают и старики, которым посвящен цикл «Последний приют» (1983–1990).
Неменчине, 1983 год.
Берзорас, 1988 год.
Цикл «Сады памяти» объединяет снимки, сделанные на литовских кладбищах. В нем фотограф пытается ответить на философский вопрос: где пролегает граница между миром материальным и духовным?
Крикстонис, 1987 год.
Лаугалиай, 1985 год.
Кстати, в рамках выставки в Центре фотографии имени братьев Люмьер также пройдет творческая встреча с автором, где можно будет лично пообщаться с фотографом и получить его автограф.
Смотрите также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
|