Вечером 22 февраля в Лос-Анджелесе (в Москве будет ночь) пройдет очередная церемония вручения «Оскаров». В этом году, в отличие от последних лет, в России отношение к ней прохладное, ведь награды может удостоиться нелицеприятный для страны фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева. Но оскаровская гонка была и остается самым интригующим кинематографическим событием года.
Рассмотрим шансы на главную награду «За лучший фильм» всех восьми картин, выдвинутых оскаровской академией на эту номинацию, и «Охотника на лис», который не номинирован на главный приз, но вошел в пятерку претендентов на второй по престижности «Оскар» — за режиссуру.
«Охотник на лис»
Foxcatcher, режиссер Беннет Миллер
5 номинаций: лучшая режиссура, лучшие грим, оригинальный сценарий, мужские актерские работы второго (Марк Руффало) и первого (Стив Каррел) плана.
Сюжет и краткая оценка. Фильм об одном из самых громких бытовых преступлений, когда-либо совершенных мультимиллионером Джоном Дюпоном, представителем знаменитой семьи богачей и закомплексованным инфантилом. Он мучился оттого, что все воспринимают его как наследника большого состояния – и только. Ему хотелось быть самостоятельной величиной – в частности, спонсором и тренером олимпийской сборной США по вольной борьбе, которая под его патронажем должна была положить на лопатки весь мир. Традиционная психологически выверенная киноповесть.
Шансы. Удивительно, но еще на прошлогоднем Каннском кинофестивале, где «Охотник на лис» завоевал приз за режиссуру, об этом фильме заговорили как о фаворите грядущей оскаровской гонки, хотя в мае помышлять о ней рано, фактически она стартует в декабре, когда своих слонов по итогам года раздают различные сообщества американских критиков. Возможно, причина в том, что режиссер Беннет Миллер – из оскаровских любимцев: его предыдущий «Человек, который изменил все» три года назад претендовал на звание лучшего фильма.
Но на триумф «Охотнику на лис», похоже, рассчитывать не стоит. Станет сенсацией, если статуэтка за режиссуру достанется картине, не номинированной на звание фильма года. В какой-нибудь другой февраль «Оскар» мог бы достаться знаменитому комику Стиву Каррелу (даже те, кто не смотрит большое кино, могут знать его по сериалу «Офис»), наконец-то сыгравшему серьезную роль и честно заработавшему первую в жизни оскаровскую номинацию. В роли Дюпона – с наклеенным носом – Каррел совершенно не узнаваем. Но конкуренция в борьбе за мужской «Оскар» очень сильна. Победить Бенедикта Камбербетча («Игра в имитацию»), Майкла Китона («Бёрдмен») и особенно Эдди Редмейна («Вселенная Стивена Хокинга») Каррелу будет трудно. Вероятнее всего, «Охотника на лис» наградят только за наклеенный нос – за грим.
«Сельма»
Selma, режиссер Ава Дю Верней
2 номинации: лучший фильм и лучшая песня.
Сюжет и краткая оценка. Сельма не имя девушки, как подумают некоторые, а название города в Алабаме, откуда в 1965 году Мартин Лютер Кинг решил организовать марш протеста на столицу штата Монтгомери, добиваясь равных избирательных прав для чернокожего населения. Первый марш завершился американским «кровавым воскресеньем»: демонстрантов встретили силовики-расисты, начавшие избивать и травить их газом прямо под камеры телевизионщиков. Никто не погиб, но возмущение привлекло в Сельму массы гражданских активистов, в том числе еще больше белых, которые тоже изначально участвовали в марше. Через несколько недель набравший силы марш все-таки достиг Монтгомери. Правильный исторический эпик о думах, личной жизни и испытаниях исторической личности (Мартина Лютера Кинга атакуют расисты, бросают в тюрьму, преследует ФБР в лице главы бюро Гувера).
Шансы. Этот фильм — темная лошадка для России: единственный из оскаровских фаворитов, которым не заинтересовались ни прокатчики (похоже, его у нас не выпустят), ни киноманы-нелегалы (его нет на торрентах). А и впрямь: кто станет смотреть в России картину о борьбе за гражданские права? В оскаровских раскладах, однако, у этой ленты особая роль. Ведь тема прогрессивная, отражающая важное событие в новейшей истории США. Среди продюсеров – Опра Уинфри. Режиссер Ава Д. Верней – женщина, чернокожая (реплика в сторону: прежде ничего значимого не снявшая).
«Оскар» регулярно упрекают в том, что он игнорирует творцов-афроамериканцев. В этот раз с афроамериканцами совсем туго. И «Сельма» – палочка-выручалочка. О фильме не раз будут говорить во время церемонии. Его создателей с темным цветом кожи посадят в зале на видные места. Все правильно. Все корректно. Другое дело, что ситуация анекдотическая: у фильма-претендента на звание лучшего лишь одна дополнительная номинация – за песню. Режиссер, актеры, сценаристы фильма «Оскара» не достойны, а сам он вдруг оказался достоин – второго подобного казуса в истории «Оскара» с ходу не припомню. За духоподъемную песню, которая уже знаменита (ее опять-таки исполнят на оскаровской сцене), «Сельму» и наградят.
«Одержимость»
Whiplash, режиссер Дамьен Шазель
5 номинаций: лучший фильм, монтаж, монтаж звуковых эффектов, сценарий на основе уже опубликованного произведения, а также лучшая мужская вспомогательная роль (Дж. К. Симмонс).
Сюжет и краткая оценка. Жесткие взаимоотношения талантливого руководителя легендарного джаз-бэнда и его не менее талантливого ученика-барабанщика. Со стороны учителя – чистый садизм. Он то и дело пытается сломать ученика, желая ему в глубине души исключительно блага: выдюжит – станет выдающимся, не выдюжит – значит не достоин. Но ученик тоже крепкий орешек. Музыкальная драма, сделанная по принципу военных и спортивных (капрал — и салага, тренер – и перспективный, но упертый спортсмен). Психологический триллер с захлестывающими эмоциями.
Шансы. На всемирном киноманском сайте www.imdb.com «Одержимость» достигла 38-го места в списке лучших лент всех времен и народов. Однако! Но несмотря на успех в среде синефилов, единственный из престижных «Оскаров», который картина способна завоевать, — за лучшую мужскую вспомогательную роль. Актера Дж. К. Симмонса вы видели десятки раз, в основном в эпизодах, где он обычно злодей, и тут же забывали. Уж точно: наверняка никогда не запоминали его фамилию. В «Одержимости» ему, в возрасте под шестьдесят, впервые позволили проявить себя по-настоящему – и оказалось, что это актер с невероятным драматическим темпераментом. Естественно, это его первая номинация на «Оскар». И самое интересное, что у него есть шансы на победу (для сравнения: великому Аль Пачино «Оскар» поддался только с седьмой попытки). Ведь Симмонс уже получил за роль в «Одержимости» «Золотой глобус», награду британской кинотелеакадемии BAFTA и, что особенно важно для оскаровского вердикта, приз американской гильдии актеров.
«Отель «Гранд Будапешт»
The Grand Budapest Hotel, режиссер Уэс Андерсон
9 номинаций: лучшие фильм, режиссура, оригинальный сценарий, монтаж, музыка, грим, работа оператора, художника и художника по костюмам
Сюжет и краткая оценка. Смешная и печальная история о закате традиционной Европы (в основе – темы из новелл Стефана Цвейга), наложенная на судьбу консьержа из легендарной в 1920-1930 годах альпийской гостиницы. Перфекционистская фантасмагория с огромным количеством звезд даже в проходных ролях. Уэс Андерсон всегда снимает подобные картины. Но «Отель «Гранд Будапешт», безусловно, его самое совершенное творение – первое, принесшее ему оскаровскую славу.
Шансы. Из главных статуэток фильму, однако, скорее всего достанется лишь та, что за оригинальный сценарий. Андерсон, сочинивший его сам, уже получил призы голливудской гильдии работников экранного пера и BAFTA. Экспрессивную работу художника и художника по костюмам «Оскар», вероятнее всего, оценит тоже, но эти награды не относятся к самым престижным.
«Снайпер»
American Sniper, режиссер Клинт Иствуд
6 номинаций: лучший фильм, сценарий на основе опубликованного произведения, монтаж, монтаж звука, монтаж звуковых эффектов, а также лучшая мужская роль (Брэдли Купер).
Сюжет и краткая оценка. История простого позитивного американского парня, который проходит отбор в элитный спецназ ВМС США «морские котики» и отправляется в Ирак, где вскоре становится лучшим снайпером – примером для молодых и объектом охоты иракских партизан, назначивших за его голову круглую сумму. Воспитательная армейская драма.
Шансы. Клинт Иствуд, которому в конце мая должно исполниться 85, не перестает удивлять. На сей раз он удивил уже тем, что его «Американский снайпер» (слово «американский» наши прокатчики из названия на всякий случай выкинули), фильм по всем признакам малокассовый, заработал на сей день в заокеанском прокате более трехсот миллионов долларов – половину того, что некогда добыл «Титаник». Оставим за собой возможность подробно проанализировать этот фильм со всеми его достоинствами и странностями – а их немало – перед его скорым выходом в наш прокат. Пока же заметим, что у него равные шансы либо вообще остаться без статуэток (что будет логично: у Иствуда уже две награды за лучший фильм года, причем за работы более совершенные и революционные – «Непрощенного» и «Малышку на миллион»). Либо выиграть главный приз. Иствуд – живой классик, и никогда не знаешь, как голливудские академики воспримут его очередное творение.
«Игра в имитацию»
The Imitation Game, режиссер Мортен Тилдум
8 номинаций: лучшие фильм года, режиссура, сценарий на основе опубликованного произведения, монтаж, музыка, работа художника, а также лучшая женская вспомогательная роль (Кира Найтли) и лучшая главная мужская (Бенедикт Камбербетч).
Сюжет и краткая оценка. Высококачественная английская драма (даром что сделанная режиссером-норвежцем) про реального человека, создавшего в годы Второй мировой первый в мире компьютер. Именно этот компьютер сумел взломать коды непробиваемого прежде немецкого шифровального аппарата «Энигма». Так британцы получили доступ ко всей секретной немецкой информации. Страна отблагодарила (в кавычках) героя тем, что в начале 1950-х осудила за запрещенный тогда гомосексуализм и довела до самоубийства. Считать традиционной эту драму мешает присутствие на экране Бенедикта Камбербетча. Если играет Камбербетч, в фильм обязательно проникает толика ирреального.
Шансы. Болею за Камбербетча — для него это первая оскаровская номинация. Но, по раскладам на сегодня, мужской «Оскар» должен достаться Эдди Редмейну из «Вселенной Стивена Хокинга», которому покорились все основные предоскаровские награды. Единственный из престижных «Оскаров», в споре за который «Игра в имитацию» — фаворит, это статуэтка за сценарий на основе опубликованного произведения. Но посмотрим. Был же как-то случай, когда все предварительные награды собрал Дэниел Дей-Льюис за роль в «Бандах Нью-Йорка», и уже готовился выйти за наградой на оскаровскую сцену, а на нее неожиданно пригласили Эдриена Броуди, сыгравшего в «Пианисте».
«Вселенная Стивена Хокинга»
The Theory of Everything, режиссер Джеймс Марш
5 номинаций: за лучший фильм, сценарий на основе опубликованного произведения, музыку, лучшую мужскую и женскую роли (соответственно Эдди Редмейн и Фелисити Джонс).
Сюжет и краткая оценка. Еще один не американский, а фирменно британский фильм. История жизни самого известного в мире физика и исследователя тайн космоса Стивена Хокинга, который из-за редкой болезни еще в молодости утратил способность двигаться и говорить, но благодаря новым технологиям по сей день читает лекции и сочиняет научно-популярные бестселлеры о времени и Вселенной. Заодно Хокинг умудрился произвести троих детей, дважды жениться и дважды развестись – о втором разводе в фильме, впрочем, молчок. Его личной жизни уделено не меньше внимания, чем научной карьере. Перед нами не драма, а чистой воды мелодрама. Эстетская, но мелодрама — с любовным четырехугольником, правда, очень-очень целомудренным.
Шансы. Не знаю, что способно сегодня помешать Эдди Редмейну получить «Оскар» за лучшую мужскую роль. Разве что воля Всевышнего, существование которого Стивен Хокинг почти всегда отрицал. Отметим, что «Вселенная» — единственный из лидеров этой оскаровской гонки, принесший оскаровскую номинацию и исполнительнице главной женской роли. Все остальные номинантки на один из самых почетных «Оскаров» за лучшую женскую роль – из фильмов, отодвинутых голливудскими академиками на обочину внимания. Печально, но женская номинация в этот раз слабая. Среди претенденток выделяется Розамунд Пайк, сыгравшая стерву-интеллектуалку в триллере «Исчезнувшая». Но статуэтка, судя по предварительным победам, должна достаться Джулианне Мур за роль в драме «Все еще Элис». Мур играет мировую знаменитость, профессора лингвистики, трагически теряющую память из-за болезни Альцгеймера. Неувязок две. Во-первых, Джуди Денч в начале 2000-х уже сыграла трагедию болезни Альцгеймера и сыграла лучше – в фильме «Айрис» о последних годах жизни писательницы Айрис Мердок. Она тоже была номинирована на «Оскар» — и, кстати, его не получила. Во-вторых, у Джулианны Мур есть в этом оскаровском сезоне куда более эффектная роль – в сатирическом триллере Дэвида Кроненберга о нравах Голливуда «Звездная карта».
«Отрочество»
Boyhood, режиссер Ричард Линклейтер
6 номинаций: лучшие фильм и режиссура, оригинальный сценарий, монтаж, мужская и женская вспомогательные роли (соответственно Этан Хоук и Патриция Аркетт).
Сюжет и краткая оценка. Длинная, почти трехчасовая история взросления мальчика от 5 до 18 лет, от первого класса школы до первых дней в колледже. Фишка фильма в том, что Линклейтер снимал не разных актеров, а одного и того же реально взрослеющего мальчика в различные годы его отрочества – в целом работа над фильмом заняла 12 лет. Это привело в небывалый восторг часть кинопрофессионалов и киноманов. «Отрочество» объявляют откровением и профессиональным подвигом. Но я вот думаю: а если бы Линклейтер снял картину в обычном режиме, за три месяца, используя нескольких похожих актеров, которые бы изобразили мальчика в 5, 9, 13, 18 лет, кто-нибудь заметил бы его картину? Мало кто. Потому что собственно об отрочестве, о взрослении Линклейтер не сказал ничего сколько-нибудь нового и оригинального. Фильм славен только своим режиссерским приемом. Забудьте об этом приеме, и вы обнаружите, что суть фильма банальна: взросление – дело непростое. Возможно, я придираюсь: давно невзлюбил Линклейтера, который всегда делал картины стерильно правильные и выхолощенно политкорректные.
Шансы. Линклейтера только что возвела на пьедестал британская BAFTA, отдав ему награды за лучший фильм года и лучшую режиссуру. Но BAFTA «Оскару» не указ, и «Оскар» все-таки, мне кажется, поумнее. Поэтому подобных призов Линклейтер от него, надеюсь, не дождется. По всем намекам, «Оскар» должна получить Патриция Аркетт за не слишком вразумительную роль мамы героя-мальчика, регулярно и неудачно меняющей мужей. Ну и ладно. Статуэтка ей в руку.
«Бёрдмен»
Birdman, режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту
9 номинаций: лучшие фильм, режиссура, оригинальный сценарий, монтаж звука, монтаж звуковых эффектов, работа оператора, лучшие мужские главная и вспомогательная роли (соответственно Майкл Китон и Эдвард Нортон), лучшая женская вспомогательная роль (Эмма Стоун).
Сюжет и краткая оценка. Мексиканец Иньярриту, начавший в 2000-м с жесткой, предельно не голливудской «Суки-любви», слегка вторгся на территорию Вуди Аллена, сделав трагикомедию о метаниях нью-йоркского интеллектуала – актера и режиссера. Когда-то главный герой прославился в суперхитах про комиксового супермена в маске и с крыльями – Бёрдмена. Спустя два десятилетия он мало кому интересен. Играющий экс-Бёрдмена Майкл Китон отчасти изображает сам себя, что смело с его стороны. Ведь он тоже достиг вершины славы после того, как на рубеже 1990-х дважды сыграл другого супермена в маске и с крыльями – Бэтмена. И тоже теперь полузабыт. Герой, питекантроп в эпоху твиттера, жаждет вернуть себе если не известность, то самоуважение, сделав постановку на Бродвее. В успех никто не верит.
У этого фильма тоже своя режиссерская и операторская фишка, с ходу сделавшая его знаменитым: он словно бы снят единым махом без монтажных склеек. Включили камеру – и пошли за персонажами! Те перемещаются из помещения в помещение и изо дня в день, но камера неустанно следует за ними, ни на секунду не вырубаясь. Подумаешь, это же все сработано на компьютере! – скажет кто-то. Да, но никто прежде до подобного не додумывался. И придумка, между прочим, не формальная, как в «Отрочестве», а смысловая: героя несет жизненный поток, из которого трудно выбраться.
Шансы. Поскольку «Бёрдмен» — киноманский фильм, рассчитанный на ценителей, мало кто предполагал, что именно он на заключительном этапе выйдет в лидеры оскаровского забега. Но за последний месяц он получил главные призы по итогам года от трех ведущих голливудских гильдий: продюсеров, режиссеров и актеров. За все время существования гильдии режиссеров, начиная с 1948-го, известно всего семь случаев, когда фильм, отмеченный этой гильдией, не получал впоследствии «Оскар» за лучшую режиссуру. Картина, которой отдала голоса гильдия продюсеров, в четырех случаях из пяти завоевывает «Оскар» за лучший фильм. Так что триумфатором «Оскара» должен, по идее, стать Иньярриту с «Бёрдменом». Любой другой вердикт голливудских академиков расценим как неожиданный.
Смотрите также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
|