Эта статья посвящена празднованию дня рождения Будды в городе Гьяндзе. Гьяндзе находится в 90 километрах от Шигадзе (в сторону Лхасы). Высота над уровнем моря — почти 4000 метров. Через Гьяндзе пролегает «Дорога дружбы», соединяющая Лхасу и Катманду.
Это небольшой районный город со спокойным укладом жизни. Этот город еще можно назвать тибетским.
В Гьяндзе, как и повсюду в Тибете, тоже живут китайцы. Их дома можно довольно просто отличить от тех, в которых живут тибетцы. На крыше тибетских домов всегда стоит Древо жизни (хотя в этом районе оно больше напоминает куст или веник). На китайских домах ничего такого нет.
Здесь всего две достопримечательности. Первая — городской «дзонг» (крепость). В 1904 году защитники города героически отражали атаки превосходящих британских войск в течение 2 недель, и крепость так и осталась неприступной. Немного поразмыслив, мы решили, что тоже не будем «покорять» ее, слишком уж круты склоны, на которых она расположена.
Вместо этого мы направились в другое интересное место — монастырь Пелкор Чодэ.
Найти дорогу к монастырю оказалось несложно — туда уже стекались местные жители, чтобы отметить праздник Сага Дава — день рождения Будды Шакьямуни.
Тибетцы не упускают возможности между делом покрутить молитвенный барабан «кхор», в котором закрыты мантры. Вращать барабанчик нужно по часовой стрелке, чтобы мантры двигались в правильном направлении.
На пути к монастырю есть несколько магазинчиков, где можно купить воду, чипсы и т.д. Или просто посидеть на лавочке возле входа.
Торговля идет не только в магазинах. Кто-то продает свои товары прямо у дороги.
Наконец мы добрались до монастыря и вместе с вездесущими тибетскими бабушками прошли за ограду. Надо сказать, что тибетские бабушки очень круты и не стоит стоять у них на пути, особенно в такие знаменательные дни.
Монастырь был основан в 1418 году и сейчас принадлежит школе Гелуг. Хотя на его территории есть и здание школы Сакья. На сегодняшний день в монастыре живет около сотни монахов, а в лучшие времена их насчитывалось до трех тысяч.
Несмотря на раннее утро, посетителей было уже довольно много.
Хотя до основных церемоний праздника оставалось несколько часов, посетители заранее старались занять удобные места.
Священный праздник Сага Дава длится целый лунный месяц, однако его апогей приходится на полнолуние. Мы должны были приехать в этот город только после обеда, но решили изменить маршрут, чтобы попасть на празднование.
В этот день должны были состояться танцы лам и огненное подношение буддам. Монахи уже готовили для него специальный постамент, насыпая цветным песком мандалу.
Чтобы не терять времени, мы решили вначале осмотреть главный храм, который называется Гоман. Все фотографии внутри помещения сделаны нелегально, так как цена за фото очень приличная, а деньги у нас были только на еду.
Внутри довольно темно, но повсюду расположены интересные статуи и тханки, а стены украшены замечательными фресками.
Школу Гелуг иногда называют «желтошапочной», потому что ее основатель, лама Цзонкапа, в желании вернуться к истокам решил, что его последователи будут носить не красные, а шафрановые одежды и шапки. Такого цвета одеяния носил сам Будда Шакьямуни. Такого же цвета шапки можно увидеть и на статуях учителей этой школы.
Мандала Ваджракилаи. Основным атрибутом этого будды является трехгранный кинжал килая (или «пхурба» по-тибетски). Этим кинжалом он отрезает главные отрицательные качества человека — гнев, привязанность и неведение.
На алтарях по всему храму стоят светильники, одно из любимых тибетцами подношений. Они покупают масло яка заранее в магазине или прямо у входа в монастырь, а потом подкладывают его в светильники.
Вокруг основного храма находятся учебные здания, где учатся молодые монахи.
Настоящей жемчужиной Гьянцзе и монастыря Пелкор Чодэ является ступа Кумбум, или Ступа ста тысяч будд. Ее высота — 32 метра. Это ступа в типичном непальском стиле, олицетворяющая основные первоэлементы мироздания: Земля, Вода, Воздух, Огонь, Пространство. На шести этажах ступы, в 78 кельях в общей сложности имеется сто тысяч образов будд — статуй, тханок, фресок. Место просто фантастическое. На входе в ступу тщательно проверяют все сумки и не разрешают проносить фотоаппараты.
Между тем торжества должны были вот-вот начаться.
Зрители заняли удобные места прямо на земле.
Подношения для огненной пуджи уже готовы.
Ведущий начал церемонию.
На площадку вышли монахи в коронах и красочных одеяниях и под пение ведущего и звуки барабанов и труб начали исполнять замысловатый танец-хоровод.
В перерыве между танцами на площадку выходил монах, переодетый в злого духа.
Мы не поняли, что он собирается делать, а он достал из сумки муку и начал посыпать людей, нам досталось по полной программе. Вся одежда, фотик, рюкзаки были белыми.
Вместе с ним выбежало несколько мальчиков-монахов, изображавших его слуг, вредных духов.
Главная задача духов — напакостить человеку. Они обсыпали зрителей ячменной мукой, воровали шапки или другие предметы…
…и даже воровали детей, чтобы потом кататься на них верхом.
Для маленьких тибетцев это было страшное зрелище. Они плакали и прятались за взрослых.
А вот взрослые наблюдали за происходящим с интересом и смехом.
Считается, что людям, которые пострадали от духов во время праздника, крупно повезло — в течение всего года они больше не ощутят на себе их вредного влияния.
Судя по количеству муки, этот тибетец будет самым счастливым человеком на ближайший год!
«Обижали» духи в основном пожилых людей. Это и понятно — молодым проще справиться с напастями самостоятельно, а вот старичкам нужно помочь. Мы тоже были все белые и счастливые и потом долго отмывались в гостинице от муки!
Духи сделали последний круг…
…и стали раздавать тем, кого обижали, специальные шелковые шарфы «хадак». В Тибете это знак высшего уважения и почтения.
Огненная пуджа подходила к концу. В какой-то момент тибетцы стали делать простирания перед костром. Сначала их было немного, потом собралась целая толпа, и дежурившим китайским полицейским пришлось возвращать их на места. Впрочем, никаких насильственных действий не было, полиция вела себя вполне корректно.
Когда костер догорел, монахи станцевали последний танец, окружили злых духов и увели их за собой. Это символизировало победу над духами, которые теперь не смогут чинить препятствия для буддийской практики.
После церемонии народ стал собираться домой.
Смотрите также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
|