Россия всегда была многонациональным государством, и создается впечатление, что во время войн и недолгих периодов мирного времени родину защищали в равной степени представители всех проживающих на её территории национальностей.
Однако если обратиться к истории, можно увидеть, что это не так. Есть целый ряд народов, для которых в плане призыва делались исключения. Мы расскажем об их причинах и о том, кого из жителей Российского государства, а позже – СССР, не призывали в армию и не отправляли на войну.
Призыв до революции
Всеобщую воинскую повинность ввели в дореволюционной России в 1874 году. При этом указывалось, что каждое военное подразделение должно иметь минимум 75% русских. Значит, на остальных военных приходилось 25%. Между тем для представителей некоторых народов делали исключение. До 1899 года из Финляндии, которая входила в состав России, однако имела собственное военное законодательство и свои ВС, граждан в русскую армию не призывали. Но даже когда упразднили финскую автономию, местных юношей в армию тоже не отправляли, поскольку такой призыв вызвал в Финляндии бурный протест среди местного населения – воевать за Россию большинство не хотело, а народные волнения властям тогда были совсем ни к чему. Кстати, когда в начале прошлого века стране суоми снова предоставили автономию, финнов обязали вносить плату за содержание российской армии, что составляло 12 миллионов марок в год. В связи с очень отдаленным местонахождением и сложностями с доставкой новобранцев на места службы не подлежали призыву в Российской Империи жители Камчатки, Сахалина, трех из семи округов Якутии, а также севера Енисейской и Томской губерний и двух тобольских уездов. От службы в российской армии в дореволюционное время также были освобождены представители коренных народов Сибири, Астраханской губернии, жители Средней Азии, самоеды и практически все народы Кавказа – черкесы, курды, абхазы, азербайджанцы и так далее. С тех, кто не служил, как правило, как в случае с финнами, требовали денежный налог. Иркутских и енисейских казаков тоже в армию не отправляли – они «служили» на местах.
Воевали, но не все
В довоенное советское время, когда события конца 1930-х годов вынудили усилить армию и был издан закон «О воинской повинности», сделавший её всеобщей, жители коренных народов – в том числе Кавказа и Средней Азии, – стали обязаны служить в армии. Однако на практике реализовать это оказалось практически невозможно. Кавказцы и среднеазиаты, призываемые в советскую армию, как правило, не понимали русского языка и не обладали теми навыками, которые от них требовали. Некоторые, будучи не в силах выносить пребывание на чужбине, убегали из воинских частей домой. Особенно сложно приходилось мусульманам, для которых жизнь по Корану шла в разрез с воинским распорядком дня (например, в Рамадан). В 1942-1943 годах советским властям пришлось приостановить призыв юношей, проживавших в Средней Азии, а также на Северном Кавказе и в Закавказье. Официальными причинами называли низкую политическую благонадёжность и невысокую боеспособность молодёжи из этих республик. В итоге их отправляли в резерв. Также во время Великой Отечественной не призывали на войну немцев, болгар, поляков и так далее – в общем, всех кто имел этническую привязку к другим государствам. Но их могли отправлять на тыловые работы.
Стоит отметить, что речь идет именно об обязательном призыве, но если кто-то из представителей вышеперечисленных народов приходил на сборный пункт добровольцем, ему не отказывали. Кроме того, иногда по поводу представителей других национальностей вопрос о службе на войне решался индивидуально. Как известно, на войне с фашистами проявляли истинный героизм и получали боевые награды и казахи, и узбеки, и армяне, и бойцы из других республик Советского Союза. Просто в процентном соотношении их было намного меньше, чем, например, русских или украинцев. Между тем словаков и хорват и в список «освобожденных» от службы во время войны не включили. Так, например, из хорватов и словак, которых считали наиболее пострадавшими от фашистов (их земли были оккупированы немцами), формировали отдельные воинские части. Также в 1942 году была организована чехословацкая часть (впоследствии – целый корпус). Не освобождались от призыва и сбежавшие из своих стран в СССР испанцы и итальянцы – более того, среди них оказалось немало добровольцев. Уже после Великой Отечественной войны ввели всеобщую воинскую обязанность жителей Советского Союза – вне зависимости от их национальности. В воинских частях появилось много казахов, туркменов, якутов и так далее. Достаточно вспомнить советский фильм «Солдат Иван Бровкин», где армейским товарищем главного героя был паренёк из Средней Азии, который, кстати, очень ответственно подходил к службе. И этот пример вовсе не был оторван от реальности – ребята из союзных республик, действительно, служили наравне с русскими, украинцами, белорусами. Правда, Советом министров был утвержден перечень категорий граждан, которые могут получить отсрочку от службы, но в реальности не призывали в армию только представителей совсем уж малочисленных народов. В то же время, если послушать воспоминания тех, кто служил в армии в советское время, создается впечатление, что ребят из Средней Азии и с Кавказа все-таки призывали не так много.
Смотрите также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
|