Несколько столетий подряд на просторах, которыми прирастала Россия, можно было легко продать и купить жену.
Осваивать Сибирь оказалось непросто: огромные территории и полное безлюдье на много вёрст вокруг. Первопроходцы были крепкими людьми, и к тяготам быта привыкли скоро. Труднее было пережить одиночество. С кем сидеть у очага? Кому порадоваться? Перекос образовался сразу, и его сложно было выправить: мужского населения – вдоволь, а вот женщин на сибирских просторах явно не хватало.
фрагмент картины Ф. Журавлёва
Сразу стали посматривать на «инородок», девушек из местных племен. Но, во-первых, их было мало. Во-вторых, Ермак не одобрял такие союзы. «…У них под большим запретом, а нарушившего, омыв, три дня держат на привязи», — сообщала Кунгурская летопись.Впрочем, не все были так щепетильны. За Ермаком на просторы Сибири потянулся самый разный люд. Вдали от власти, от строгих запретов священников, они чувствовали себя так вольготно, что устанавливали собственные законы. В том числе, и в отношении женщин.
кадр из сериала «Угрюм-река»
«Нужны были женщины, — писал этнограф Серафим Шашков, — вот они обращают… инородок… делают их своими жёнами и хозяйками».Впрочем, называться женой еще не значило быть ею на самом деле. Венчаться никто особенно не спешил. Особенно, если речь шла о пленницах, ясырь, как их называли. Кроме того, у казаков, которые поехали в Сибирь, дома часто имелись законные супруги. А на новых территориях они заводили себе вторые и третьи семьи, и с местными не слишком церемонились. Поехал казак погостить на родину – мог отдать жену соседу или другу. Практически в аренду. 6 рублей за «прокат» в 1774 году отдал один казак своему приятелю Степану Михалёву. Неизвестно, какой срок отсутствовал владелец, но расписка о возвращении «кортомной жены» (одно из названий того времени) сохранилась до наших дней.
На дальних берегах с прекрасной половиной человечества было совсем туго. В 1627 году на имя царя Михаила Федоровича поступила челобитная из Енисейского острога. Крестьянин Семенов написал, что он и его товарищи трудились исправно, от работы не отлынивали, но теперь были бы готовы семьи создать, да не с кем!
кадр из сериала «Тобол» «Хлеб печём и ести варим… А как бы у нас жёнишки были… мы хотя бы работ в избе не знали…. Жениться не на ком, а без жёнишек… нам быти никак не мощно. Вели прислать из Тобольска, на ком жениться».Спустя три года ещё одна челобитная была подписана уже 53-мя просителями. Этот новый крuк души без внимания не оставили, и государь дал повеление набрать полторы сотни «жён на женитьбу». Дворянин Шестаков должен был лично следить за выполнением указа, но в этом вопросе потерпел фиаско – только пятеро согласились поехать к землям у Енисея.
Столетием позже актуальность вопроса не стала меньше, и императрица Елизавета Петровна нашла другой выход из положения. Раз добровольно никто не хочет, пусть отправляются в Сибирь «колодницы» — преступницы всех мастей. В 1759 году набрали таких 90, в Тобольске пятнадцать отсеяли. Эти «дамы» от 19 до 40 были своеобразным контингентом: с чахоткой, цингой, грубые… Но расхватали всех до единой! Эпизод с «колодницами» сочли удачным, и повторяли отправку ещё не раз.
полотно Н.Касаткина
Но перекос в Сибири сохранялся, и до такой степени, что стали появляться особые рынки. Один из них работал в Тобольске. Туда поступали и пленницы-ясырки, и проданные из бедности собственными семьями. Встречались и романтические истории – увлёк казак деву в странствие, добрался до Тобольска и выгодно «пристроил». Кому пожалуешься в таких далях? Некому. И становилась такая беглянка женой на продажу.
Ценность жены была настолько высокой, что появилось немало перекупщиков. Воевода Матвей Годунов еще в 1623 году написал, как вербуют в Сибирь молодых и наивных: обещают им с три короба, а затем продают, кому требуется. И татарам, и крестьянам на работу, и ещё дальше, на юг. В конце XVII – начале XVIII века даже особо не торговались. Цена могла подниматься до 50 рублей, а столетием позже упала. Выбор стал больше. Так и вышло, что томский казак Щелканов сторговался только на пяти рублях…
рынки существовали как минимум в трех городах: Тобольске, Тюмени и Томске
В Тюмени и Томске на рынках было полно «инородок». И ведь под это подвели совершенно официальную основу! 11 февраля 1825 года появился указ Сената «О покупке или вымене от сопредельных кочующих народов женщин по недостатку их в Сибири».
Земли нуждались в освоении, а кто лучше справится с этой задачей, чем семейный человек? Нужно было — на государственном уровне — чтобы прирастала Россия не только землями, но и населением. Так что когда в конце XVIII века в Алтайском горном округе насчитали больше 200 незамужних девушек, родителям настрого приказали: выдавать замуж, не держать при себе. Всё лучше, если станут офицеры да казаки создавать семьи с такими, чем с «колодницами» или басурманками. Кстати, иноверок запрещалось привозить из Сибири. Когда князь Егупов-Черкасский попытался доставить в столицу трёх местных девушек, на Верхотурской таможне их вернули восвояси.
кадр из сериала «Угрюм-река»
В 1861 году отменили крепостное право, и сибирские земли стали постепенно пополняться освободившимися крестьянами, искавшими лучшей жизни. Это были совсем другие люди: привычные к труду, знающие профессии. С ними ехали и домочадцы. И история как в России жён покупали ушла в прошлое. В начале XX века проблемы не стало.
Смотрите также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
|